В прошлом году идея создания очень дешевой модели телефона заинтриговала очень многих, как разработчиков, так и потребителей.

Велись дискуссии о разработке аппарата "только для разговоров", т.е. представляющего собой телефонную трубку, позволяющую только говорить и писать сообщения SMS. С технической точки зрения такой подход актуален, ведь цена современных мобилок и кусаются потому, что они по функциональности больше похожи на миникомпьютеры, чем на телефоны. А пользователю, предпочитающему бюджетную модель, не очень хочется переплачивать за целый спектр иногда абсолютно невостребованных функций. С другой стороны, выход на рынок супербюджетной модели телефона позволит, наконец, удовлетворить потребности в мобильной связи миллиарда пользователей так пока и не "связанных одной сетью".

Сегодня уже предпринимаются первые попытки в этой сфере в странах, где наблюдается пока еще не тотальная "замобилизованность" населения. К примеру, это Бразилия, Россия, Индия, Китай. Предполагаемая цена ультрадешевых телефонов – около $50, требования к таким аппаратам достаточно регламентированы - расходы на материалы, прочие издержки в данном случае должны минимизироваться. Если быть точным, то желательно, чтобы себестоимость не поднималась выше $25. Некоторые изготовители обещают понизить этот показатель до $10.

Эксперты прогнозируют рост рынка ультрадешевых телефонов в следующие 3-4 года. К примеру, Ассоциация GSMA предполагает поставить на мировой рынок более 100 млн. таких аппаратов к 2010 году. Согласно подсчетам, оборот в ультрабюджетной сфере тогда составит $5,4 млрд., или 4,5% мирового рынка. Конечно, со временем цены на телефоны будут постепенно падать. Если в 2005 году ультрабюджетный аппарат можно было купить за $50, то через 4 года приобрести его можно будет за $32, в случае, если будут разработаны принципиально новые дискретные наборы чипов.

Представители GSMA отметили также, что в ближайшие 3 года планируется предоставить доступ к услугам мобильных операторов более чем 80% населения всего мира, даже если не каждый из этих 80% будет иметь свой собственный телефон. Но для достижения этих целей одного только ценообразования аппаратов достаточно не будет, отметил Бен Соппит (Ben Soppit), директор отдела стратегического инициирования GSMA. Очень важен подход к этой проблеме самих операторов, и дальнейшие их действия, способствующие доступности связи для всех социальных слоев.

Безусловно, несмотря на довольно обширный перечень методов достижения результата тотальной "мобилизации", самым существенным барьером является цена телефона. К счастью, прогресс можно наблюдать уже сегодня. Для примера, в Индии аппарат Motorola C118, завоевавший в этой стране статус "ультрадешевого", можно купить за $45. В то же время телефоны LG для сетей CDMA, оператор Reliance Infocomm продает по $36, а другой поставщик услуг связи, оператор Tata продает CDMA-телефоны по $33.

Известно, что рядовой покупатель, перед покупкой телефона предпочитает несколько месяцев копить средства, чтобы приобрести качественную и громкую модель от известного бренда, и здесь о покупке ультрадешевой мобилки и речи не может быть. Поэтому многие специалисты считают, что предполагаемым успехом такие телефоны пользоваться не будут.